Из различных церковных источников мы знаем , что святитель Спиридон Тримифунтский в 325 году принимал участие в Первом Вселенском Соборе поместных церквей. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: "Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно". В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.
После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: "Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог". На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Святой Троице - Три Лица, а Божество Едино".
Синерги́я (от греч. συνεργία (синергиа) – содействие, соучастие) соработничество Бога и человека в деле достижения спасения.
Синергийность подвижничества означает со-действие (сослужение, соработничество, сотрудничество) Божественной благодати и свободной человеческой воли.
Человек не в состоянии своими силами исцелить и обновить свою природу, повреждённую грехом (Ин.15:5). Для этого нужно, чтобы на его душу, по слову святого Макария Великого, упала «роса Божественной жизни». Бог всех призывает ко спасению, однако спасение подразумевает свободное и осознанное желание следования за Христом (Мф.16:24). Это следование совершается при содействии божественной благодати.
Святой Макарий Великий раскрывает сотрудничество Бога и человека примером матери и младенца. Младенец хочет идти к матери, но не может стоять на ногах. Поэтому он движется, кричит, плачет, с усилием и воплем ищет ее. Радуясь желанию младенца, любящая мать сама подходит к нему и с нежностью берет его на руки. Так поступает и желающий единения с человеческой душой Бог. В Своей благости Он нисходит к стремлению человеческой души пребывать с Ним. Отсюда весь христианский подвиг превращается в совместное богочеловеческое действие. Каждый христианский подвижник может сказать вместе с апостолом: «Я и тружусь и подвизаюсь силою Бога, действующего во мне могущественно» (Кол.1:29). В каждом христианине происходит восполнение человеческих усилий Божественной помощью, по слову св. Иустина Поповича, человеческая свобода срастворяется и объединяется с благодатью. Именно поэтому подвизающийся христианин, по словам святого, есть небо-земное существо, а его жизнь – небо-земной подвиг.
Постановление Оранжского собора 529 г.: “IV. Бог, чтобы очистить нас от греха, не ожидает нашего обращения к Нему, а воздействует на нашу волю. Если кто-то утверждает, что Бог, чтобы очистить нас от греха, ожидает нашего волеизъявления, но не допускает, что само наше желание очиститься было вложено в нас вдохновением и является действием Святого Духа, тот противится Самому Духу, который говорит через Соломона: “Приготовляется воля Господом”. Господь и Апостол открывают нам великое учение: “потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.”
Цитаты о синергии
«Православная Церковь отвергает любое учение о благодати, которое ущемляет человеческую свободу… как говорит Павел, “мы соработники (sunergoi)” (1Кор.3:9). Если мы хотим достигнуть полноты общения с Богом, то должны не только уповать на Божью помощь, но и сделать свою часть дела. Мы, люди, наравне с Богом должны внести свой вклад в общее дело, хотя то, что делает Бог, неизмеримо важнее того, что делаем мы. “Приобщение людей ко Христу и наше единение с Богом требует сотрудничества двух неравных, но равно необходимых сил: божественной благодати и человеческой воли». Высший пример синергии являет собой Богоматерь”».
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр.3:20).
Бог стучит, но ждет, пока мы сами отворим дверь: Он не взламывает ее.
Божья благодать всех зовет, но никого не принуждает. Как говорит Иоанн Златоуст, «Бог никогда никого не приводит к Себе понуждением и насилием. Он хочет, чтобы спаслись все, но никого не неволит». «Дело Бога – предложить Свою благодать, – говорил св. Кирилл Иерусалимский († 386), – дело человека – принять и хранить эту благодать».
епископ Каллист (Уэр)
Синергийность подвижничества означает со-действие (сослужение, соработничество, сотрудничество) Божественной благодати и свободной человеческой воли.
Человек не в состоянии своими силами исцелить и обновить свою природу, повреждённую грехом (Ин.15:5). Для этого нужно, чтобы на его душу, по слову святого Макария Великого, упала «роса Божественной жизни». Бог всех призывает ко спасению, однако спасение подразумевает свободное и осознанное желание следования за Христом (Мф.16:24). Это следование совершается при содействии божественной благодати.
Святой Макарий Великий раскрывает сотрудничество Бога и человека примером матери и младенца. Младенец хочет идти к матери, но не может стоять на ногах. Поэтому он движется, кричит, плачет, с усилием и воплем ищет ее. Радуясь желанию младенца, любящая мать сама подходит к нему и с нежностью берет его на руки. Так поступает и желающий единения с человеческой душой Бог. В Своей благости Он нисходит к стремлению человеческой души пребывать с Ним. Отсюда весь христианский подвиг превращается в совместное богочеловеческое действие. Каждый христианский подвижник может сказать вместе с апостолом: «Я и тружусь и подвизаюсь силою Бога, действующего во мне могущественно» (Кол.1:29). В каждом христианине происходит восполнение человеческих усилий Божественной помощью, по слову св. Иустина Поповича, человеческая свобода срастворяется и объединяется с благодатью. Именно поэтому подвизающийся христианин, по словам святого, есть небо-земное существо, а его жизнь – небо-земной подвиг.
Постановление Оранжского собора 529 г.: “IV. Бог, чтобы очистить нас от греха, не ожидает нашего обращения к Нему, а воздействует на нашу волю. Если кто-то утверждает, что Бог, чтобы очистить нас от греха, ожидает нашего волеизъявления, но не допускает, что само наше желание очиститься было вложено в нас вдохновением и является действием Святого Духа, тот противится Самому Духу, который говорит через Соломона: “Приготовляется воля Господом”. Господь и Апостол открывают нам великое учение: “потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.”
«Православная Церковь отвергает любое учение о благодати, которое ущемляет человеческую свободу… как говорит Павел, “мы соработники (sunergoi)” (1Кор.3:9). Если мы хотим достигнуть полноты общения с Богом, то должны не только уповать на Божью помощь, но и сделать свою часть дела. Мы, люди, наравне с Богом должны внести свой вклад в общее дело, хотя то, что делает Бог, неизмеримо важнее того, что делаем мы. “Приобщение людей ко Христу и наше единение с Богом требует сотрудничества двух неравных, но равно необходимых сил: божественной благодати и человеческой воли». Высший пример синергии являет собой Богоматерь”».
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр.3:20). Бог стучит, но ждет, пока мы сами отворим дверь: Он не взламывает ее. Божья благодать всех зовет, но никого не принуждает. Как говорит Иоанн Златоуст, «Бог никогда никого не приводит к Себе понуждением и насилием. Он хочет, чтобы спаслись все, но никого не неволит». «Дело Бога – предложить Свою благодать, – говорил св. Кирилл Иерусалимский († 386), – дело человека – принять и хранить эту благодать».
Епископ Каллист (Уэр)
Преподобный Серафим Саровский о стяжании Духа Святаго
Среди ярких светильников - русских святых, можно сказать, одной из звезд первой величины на небосклоне русской святости , мы должны отметить – преподобного Серафима Саровского.
Преподобного Серафима, например, с большой любовью почитают в монашеской республике – на Святой Горе Афон и во всей Греции, стране исконного правоверия, на языке которой написаны все книги Нового завета и большинство святоотеческих творений, а также сформулированы все основные богословские догматы Православия. Именно Греция, наследница культуры древнего эллинского любомудрия, особенно обогатила богословскую сторону Православия. И вера наша именуется Греко-православной.
Поэтому то, что в Греции, на Афоне оценили достоинство преподобного Серафима – есть еще одно свидетельство подлинности его высокого духовного достижения. Ибо если в древности Египет внес основной вклад в сокровищницу монашеского делания, то в наше время именно Афон, эта цитадель исихазма, возрастившая святителя Григория Паламу, в отношении монашеской жизни наследует пальму первенства.
Что касается нашего церковного народа, то ему не нужны никакие доказательства – сердце его само тянется к Преподобному как к магниту. И горит любовью к нему. Чего стоит одно пасхальное приветствие Преподобного, обращенное ко всякому человеку в любое время года: «Радость моя! Христос воскресе!»
Преподобный Серафим стяжал непрестанную пасхальную радость. Ибо будучи еще во плоти, сподобился быть причастным к Царству Небесному.
Об этом свидетельствует и исходивший от него фаворский свет, явленный им ученику – Николаю Мотовилову.
Царство Божие, собственно, и есть Царство Небесное, ибо в молитве Господней говорится: «Отче наш, иже еси на небесех, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». А Евангелие Христово – это, в первую очередь, благая весть о Царстве Небесном; Своим ученикам Господь говорил, чтобы они оставили все и шли благовестить Царство Небесное.
Вот и в сегодняшнем Евангелии затронуто понятие и тема Царства Небесного. Ответ Господа на вопрос о наибольшей заповеди в законе есть, собственно, руководство к достижению Царства Небесного: возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душой, всем помышлением и всею крепостию есть кратчайший путь к этому Царству. И то, что законник проявил такую горячую сердечную поддержку этих слов Спасителя, и вызвало это замечание последнего – «недалече ты от Царства Небесного».
Преподобный Серафим говорит: «Господь ищет сердца, преисполненные любви к Богу и ближнему, и на сем престоле, т.е. на таком сердце Он любит восседать во всей полноте Своей пренебесной славы».
То есть сердце человеческое становится престолом Небесного Царя, и таким образом оправдываются неложные слова Господа Иисуса Христа о Царствии Небесном, которое внутрь нас есть…
Преображение старца Паисия Святогорца
«Преображение»
28 сентября 1992 года в одной келье на Капсале совершалось Всенощное бдение в честь преподобного Исаака Сирина. Среди собравшихся на бдение монахов был и Старец Паисий, который испытывал к святому Исааку особое благоговение. Храм в этой келье расположен следующим образом: боковая дверь выводит в крохотный притвор, в котором — одна напротив другой — расположены еще две двери: левая ведет в храм, а правая, напротив нее, — в одну из келий, которая как бы продолжает притвор. В ней-то и молился Старец за Всенощным бдением.
Перед входом на Вечерне все певчие, собравшись на правом клиросе, пели «Славник». Обстановка в крохотном храмике была очень умилительная. Присутствовавшие слушали певчих со вниманием. На службе находились и два православных ливанца — священнослужитель и юноша, которые во время пения «Славника» стояли в стасидиях левого клироса. Повернувшись к юноше и желая ему что-то сказать, священнослужитель увидел стоявшего в келье Старца, поднявшегося над полом примерно на двадцать пять — тридцать сантиметров. В левой руке Старец держал четки, весь он находился в сиянии Света. Непокрытые части его тела: лицо и руки — излучали Свет, очень сильный Свет. Не в состоянии оторвать глаз от этого необычного и неотмирного зрелища, священнослужитель хотел было закричать, но голос его не слушался. Увидев изумление священнослужителя, стоявший рядом юноша обернулся и увидел то же самое. Старец стоял, слегка склонив голову, внимая себе. Он выглядел радостным и улыбался. Внезапно Свет усилился и разглядеть Старца в этом Свете священнослужитель и молодой человек уже не могли. Когда спустя какое-то время они смогли вновь поднять глаза и взглянуть на Старца, то увидели его уже в естественном состоянии.
Преобразившегося Старца видел из алтаря еще один священник — тоже иностранец. Двери кельи, где стоял Старец, двери, ведущие из притвора в храм, и Царские врата расположены на одной прямой, все они были открыты.
Возникает естественный вопрос: почему из многих находившихся на бдении отцов Старца в преображенном состоянии видели только трое? На бдении было около двадцати пяти человек, но Старец «преобразися пред тремя».
Возможно, эти люди были достойны видения, а может быть, Бог промыслительно устроил это по причине, которая известна только Ему. Один из свидетелей чуда в то время у себя на родине строил небольшой монастырь. Проект строительства он привез показать Старцу. Но ему пришел помысел: «Ну и что тебе скажет отец Паисий? И кто он вообще такой, этот отец Паисий? Он что — пророк?» И вот Благий Бог показал этому человеку, «кто такой Старец Паисий».