"Yeshua" - это имя на иврите, которое соответствует греческому "Иисус".
Иисус — современная церковнославянская транслитерация греческой формы Ιησούς еврейского имени ישוע (Иешу́а), в свою очередь являющегося усечением имени יהושע (Йехошу́а) («Господь есть Спасение»).
Предстояние Иисуса Христа перед Понтием Пилатом, известное как предшествующее страданиям и распятию Христа, играет ключевую роль в христианской теологии. Этот эпизод из жизни Иисуса рассматривается как исполнение пророчеств и спасительный акт, согласно христианской вере.
Согласно Библии, Иисус был предан суду и приговорен к смерти Понтием Пилатом, прокуратором Римской империи в Иудее. Богословие предстояния Иисуса перед Пилатом - обычно интерпретируется как демонстрация его смиренного подчинения Божьей воле и Его готовности принять на себя грехи мира для спасения человечества. Это также рассматривается как исполнение Божьего плана спасения человечества через жертву Иисуса на кресте.
24 августа 2022 года в возрасте 88 лет скончался митрополит Каллист (Уэр), один из значительных современных православных богословов, профессор Оксфордского университета.
"Существование человека можно сравнить с книгой. Большинство людей смотрит на свою земную жизнь как на “основной текст”, главную историю, а на будущую жизнь — если только они и впрямь верят в будущую жизнь — как на “приложение” и не более того. Подлинно христианское отношение совершенно иное. Наша теперешняя жизнь на самом деле не более чем предисловие, введение, ведь именно будущая жизнь является “главной историей”. Момент смерти — это не завершение книги, а начало первой главы."
Митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат) родился в английском городке Бат, Сомерсет, в англиканской семье. Согласно некоторым данным в 17 лет впервые познакомился с православием, а на его духовное становление оказали большое влияние отец Василий (Кривошеин), Н. М. Зернов и архимандрит Лев (Жилле). 14 апреля 1958 года Тимоти Уэр принял православие. В 1963 году провел 6 месяцев в монастыре Русской Православной Церкви Заграницей в Канаде. В середине 1960-х гг. возвращается в Великобританию и становится секретарём Афинагора II (Коккинакиса), архиепископа Фиатирского.
В 1965 году рукоположён в диакона. Продолжительное время провел в монастыре святого Иоанна Богослова на острове Патмос (Греция), где в 1966 году принимает монашеский постриг под именем Каллист. В этом же году становится иеромонахом.
По возвращении в Англию становится профессором богословия Оксфордского университета, где читает лекции по православному богословию в 1966—2001 годы. С 1979 года возглавлял греческий православный приход в Оксфорде. В 1982 году назначен викарным епископом Константинопольского Патриархата в Великобритании, помощником архиепископа Фиатирского и Великобританского, с титулом епископ Диоклийский.
После выхода на пенсию в 2001 году епископ Каллист продолжает лекционную и писательскую деятельность. Он является председателем группы Friends of Orthodoxy on Iona («Друзья Православия на острове Айона») и «Друзья горы Афон». Возглавлял совет директоров Института православных христианских исследований в Кембридже. Председатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу.
30 марта 2007 года Святейший Синод Константинопольского Патриархата предоставил епископу Каллисту титул митрополита Диоклийского.
Из различных церковных источников мы знаем , что святитель Спиридон Тримифунтский в 325 году принимал участие в Первом Вселенском Соборе поместных церквей. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: "Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно". В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.
После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: "Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог". На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Святой Троице - Три Лица, а Божество Едино".
Синерги́я (от греч. συνεργία (синергиа) – содействие, соучастие) соработничество Бога и человека в деле достижения спасения.
Синергийность подвижничества означает со-действие (сослужение, соработничество, сотрудничество) Божественной благодати и свободной человеческой воли.
Человек не в состоянии своими силами исцелить и обновить свою природу, повреждённую грехом (Ин.15:5). Для этого нужно, чтобы на его душу, по слову святого Макария Великого, упала «роса Божественной жизни». Бог всех призывает ко спасению, однако спасение подразумевает свободное и осознанное желание следования за Христом (Мф.16:24). Это следование совершается при содействии божественной благодати.
Святой Макарий Великий раскрывает сотрудничество Бога и человека
примером матери и младенца. Младенец хочет идти к матери, но не может
стоять на ногах. Поэтому он движется, кричит, плачет, с усилием и воплем
ищет ее. Радуясь желанию младенца, любящая мать сама подходит к нему и с
нежностью берет его на руки. Так поступает и желающий единения с
человеческой душой Бог. В Своей благости Он нисходит к стремлению
человеческой души пребывать с Ним. Отсюда весь христианский подвиг
превращается в совместное богочеловеческое действие. Каждый христианский
подвижник может сказать вместе с апостолом: «Я и тружусь и подвизаюсь
силою Бога, действующего во мне могущественно» (Кол.1:29). В каждом христианине происходит восполнение человеческих усилий Божественной помощью, по слову св. Иустина Поповича,
человеческая свобода срастворяется и объединяется с благодатью. Именно
поэтому подвизающийся христианин, по словам святого, есть небо-земное
существо, а его жизнь – небо-земной подвиг.
Постановление Оранжского собора 529 г.: “IV. Бог, чтобы очистить нас
от греха, не ожидает нашего обращения к Нему, а воздействует на нашу
волю. Если кто-то утверждает, что Бог, чтобы очистить нас от греха,
ожидает нашего волеизъявления, но не допускает, что само наше желание
очиститься было вложено в нас вдохновением и является действием Святого
Духа, тот противится Самому Духу, который говорит через Соломона:
“Приготовляется воля Господом”. Господь и Апостол открывают нам великое
учение: “потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему
благоволению.”
Цитаты о синергии
«Православная Церковь отвергает любое учение о благодати, которое ущемляет человеческую свободу… как говорит Павел, “мы соработники (sunergoi)” (1Кор.3:9).
Если мы хотим достигнуть полноты общения с Богом, то должны не только
уповать на Божью помощь, но и сделать свою часть дела. Мы, люди, наравне
с Богом должны внести свой вклад в общее дело, хотя то, что делает Бог,
неизмеримо важнее того, что делаем мы. “Приобщение людей ко Христу и
наше единение с Богом требует сотрудничества двух неравных, но равно
необходимых сил: божественной благодати и человеческой воли». Высший
пример синергии являет собой Богоматерь”».
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр.3:20).
Бог стучит, но ждет, пока мы сами отворим дверь: Он не взламывает ее.
Божья благодать всех зовет, но никого не принуждает. Как говорит Иоанн Златоуст, «Бог никогда никого не приводит к Себе понуждением и насилием. Он хочет, чтобы спаслись все, но никого не неволит». «Дело Бога – предложить Свою благодать, – говорил св. Кирилл Иерусалимский († 386), – дело человека – принять и хранить эту благодать». епископ Каллист (Уэр)
Синергийность подвижничества означает со-действие (сослужение, соработничество, сотрудничество) Божественной благодати и свободной человеческой воли.
Человек не в состоянии своими силами исцелить и обновить свою природу, повреждённую грехом (Ин.15:5). Для этого нужно, чтобы на его душу, по слову святого Макария Великого, упала «роса Божественной жизни». Бог всех призывает ко спасению, однако спасение подразумевает свободное и осознанное желание следования за Христом (Мф.16:24). Это следование совершается при содействии божественной благодати.
Святой Макарий Великий раскрывает сотрудничество Бога и человека примером матери и младенца. Младенец хочет идти к матери, но не может стоять на ногах. Поэтому он движется, кричит, плачет, с усилием и воплем ищет ее. Радуясь желанию младенца, любящая мать сама подходит к нему и с нежностью берет его на руки. Так поступает и желающий единения с человеческой душой Бог. В Своей благости Он нисходит к стремлению человеческой души пребывать с Ним. Отсюда весь христианский подвиг превращается в совместное богочеловеческое действие. Каждый христианский подвижник может сказать вместе с апостолом: «Я и тружусь и подвизаюсь силою Бога, действующего во мне могущественно» (Кол.1:29). В каждом христианине происходит восполнение человеческих усилий Божественной помощью, по слову св. Иустина Поповича, человеческая свобода срастворяется и объединяется с благодатью. Именно поэтому подвизающийся христианин, по словам святого, есть небо-земное существо, а его жизнь – небо-земной подвиг.
Постановление Оранжского собора 529 г.: “IV. Бог, чтобы очистить нас от греха, не ожидает нашего обращения к Нему, а воздействует на нашу волю. Если кто-то утверждает, что Бог, чтобы очистить нас от греха, ожидает нашего волеизъявления, но не допускает, что само наше желание очиститься было вложено в нас вдохновением и является действием Святого Духа, тот противится Самому Духу, который говорит через Соломона: “Приготовляется воля Господом”. Господь и Апостол открывают нам великое учение: “потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.”
«Православная Церковь отвергает любое учение о благодати, которое ущемляет человеческую свободу… как говорит Павел, “мы соработники (sunergoi)” (1Кор.3:9). Если мы хотим достигнуть полноты общения с Богом, то должны не только уповать на Божью помощь, но и сделать свою часть дела. Мы, люди, наравне с Богом должны внести свой вклад в общее дело, хотя то, что делает Бог, неизмеримо важнее того, что делаем мы. “Приобщение людей ко Христу и наше единение с Богом требует сотрудничества двух неравных, но равно необходимых сил: божественной благодати и человеческой воли». Высший пример синергии являет собой Богоматерь”».
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр.3:20). Бог стучит, но ждет, пока мы сами отворим дверь: Он не взламывает ее. Божья благодать всех зовет, но никого не принуждает. Как говорит Иоанн Златоуст, «Бог никогда никого не приводит к Себе понуждением и насилием. Он хочет, чтобы спаслись все, но никого не неволит». «Дело Бога – предложить Свою благодать, – говорил св. Кирилл Иерусалимский († 386), – дело человека – принять и хранить эту благодать».
Епископ Каллист (Уэр)
Преподобный Серафим Саровский о стяжании Духа Святаго
Среди ярких светильников - русских святых, можно сказать, одной из звезд первой величины на небосклоне русской святости , мы должны отметить – преподобного Серафима Саровского.
Преподобного Серафима, например, с большой любовью почитают в монашеской республике – на Святой Горе Афон и во всей Греции, стране исконного правоверия, на языке которой написаны все книги Нового завета и большинство святоотеческих творений, а также сформулированы все основные богословские догматы Православия. Именно Греция, наследница культуры древнего эллинского любомудрия, особенно обогатила богословскую сторону Православия. И вера наша именуется Греко-православной.
Поэтому то, что в Греции, на Афоне оценили достоинство преподобного Серафима – есть еще одно свидетельство подлинности его высокого духовного достижения. Ибо если в древности Египет внес основной вклад в сокровищницу монашеского делания, то в наше время именно Афон, эта цитадель исихазма, возрастившая святителя Григория Паламу, в отношении монашеской жизни наследует пальму первенства.
Что касается нашего церковного народа, то ему не нужны никакие доказательства – сердце его само тянется к Преподобному как к магниту. И горит любовью к нему. Чего стоит одно пасхальное приветствие Преподобного, обращенное ко всякому человеку в любое время года: «Радость моя! Христос воскресе!»
Преподобный Серафим стяжал непрестанную пасхальную радость. Ибо будучи еще во плоти, сподобился быть причастным к Царству Небесному. Об этом свидетельствует и исходивший от него фаворский свет, явленный им ученику – Николаю Мотовилову.
Ибо именно просияв на Фаворе, Господь предоставил возможность троим Своим лучшим ученикам узреть Царство Небесное, пришедшее в силе. Об этом свидетельствуют Его слова, произнесенные за шесть дней до этого события: «Есть некоторые от зде стоящих, которые не вкусят смерти и узрят Царство Божие, пришедшее в силе» (Мф. 16:28).
Царство Божие, собственно, и есть Царство Небесное, ибо в молитве Господней говорится: «Отче наш, иже еси на небесех, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». А Евангелие Христово – это, в первую очередь, благая весть о Царстве Небесном; Своим ученикам Господь говорил, чтобы они оставили все и шли благовестить Царство Небесное.
Вот и в сегодняшнем Евангелии затронуто понятие и тема Царства Небесного. Ответ Господа на вопрос о наибольшей заповеди в законе есть, собственно, руководство к достижению Царства Небесного: возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душой, всем помышлением и всею крепостию есть кратчайший путь к этому Царству. И то, что законник проявил такую горячую сердечную поддержку этих слов Спасителя, и вызвало это замечание последнего – «недалече ты от Царства Небесного».
Преподобный Серафим говорит: «Господь ищет сердца, преисполненные любви к Богу и ближнему, и на сем престоле, т.е. на таком сердце Он любит восседать во всей полноте Своей пренебесной славы». То есть сердце человеческое становится престолом Небесного Царя, и таким образом оправдываются неложные слова Господа Иисуса Христа о Царствии Небесном, которое внутрь нас есть…
Преображение старца Паисия Святогорца
«Преображение»
28 сентября 1992 года в одной келье на Капсале совершалось Всенощное бдение в честь преподобного Исаака Сирина. Среди собравшихся на бдение монахов был и Старец Паисий, который испытывал к святому Исааку особое благоговение. Храм в этой келье расположен следующим образом: боковая дверь выводит в крохотный притвор, в котором — одна напротив другой — расположены еще две двери: левая ведет в храм, а правая, напротив нее, — в одну из келий, которая как бы продолжает притвор. В ней-то и молился Старец за Всенощным бдением.
Перед входом на Вечерне все певчие, собравшись на правом клиросе, пели «Славник». Обстановка в крохотном храмике была очень умилительная. Присутствовавшие слушали певчих со вниманием. На службе находились и два православных ливанца — священнослужитель и юноша, которые во время пения «Славника» стояли в стасидиях левого клироса. Повернувшись к юноше и желая ему что-то сказать, священнослужитель увидел стоявшего в келье Старца, поднявшегося над полом примерно на двадцать пять — тридцать сантиметров. В левой руке Старец держал четки, весь он находился в сиянии Света. Непокрытые части его тела: лицо и руки — излучали Свет, очень сильный Свет. Не в состоянии оторвать глаз от этого необычного и неотмирного зрелища, священнослужитель хотел было закричать, но голос его не слушался. Увидев изумление священнослужителя, стоявший рядом юноша обернулся и увидел то же самое. Старец стоял, слегка склонив голову, внимая себе. Он выглядел радостным и улыбался. Внезапно Свет усилился и разглядеть Старца в этом Свете священнослужитель и молодой человек уже не могли. Когда спустя какое-то время они смогли вновь поднять глаза и взглянуть на Старца, то увидели его уже в естественном состоянии.
Преобразившегося Старца видел из алтаря еще один священник — тоже иностранец. Двери кельи, где стоял Старец, двери, ведущие из притвора в храм, и Царские врата расположены на одной прямой, все они были открыты.
Возникает естественный вопрос: почему из многих находившихся на бдении отцов Старца в преображенном состоянии видели только трое? На бдении было около двадцати пяти человек, но Старец «преобразися пред тремя».
Возможно, эти люди были достойны видения, а может быть, Бог промыслительно устроил это по причине, которая известна только Ему. Один из свидетелей чуда в то время у себя на родине строил небольшой монастырь. Проект строительства он привез показать Старцу. Но ему пришел помысел: «Ну и что тебе скажет отец Паисий? И кто он вообще такой, этот отец Паисий? Он что — пророк?» И вот Благий Бог показал этому человеку, «кто такой Старец Паисий».
Синерги́я (от греч. συνεργία (синергиа) – содействие, соучастие) соработничество Бога и человека в деле достижения спасения.
13 января 2015 года Священный синод Константинопольской православной церкви после внимательного изучения представленных фактов единогласно причислил схимонаха Паисия Святогорца к лику святых.
Преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис)
Тропарь преподобному Паисию Святогорцу, глас 5
Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и утеше́ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.
О
святы́й преподóбный и богоно́сный о́тче на́ш Паи́сие, возлю́бленный
на́ш покрови́телю и богому́дрый наста́вниче, ле́ствицею доброде́телей от
земли́ в Небе́сное Ца́рство восшéдый и благода́ть прия́вый во е́же
хода́тайствовати о на́с пред Престо́лом Всеми́лостиваго Го́спода
на́шего. Мо́лим тя́ отврати́ти ны́ от пути́ грехо́внаго и научи́ти ны́
Го́сподеви соверше́нны плоды́ покая́ния и обновлéния во Христе́ ду́ш
на́ших приноси́ти. Ты́, святы́й о́тче, во дни́ жития́ земна́го
мно́зи тя́жки боле́зни и неду́ги неисцéльныя уврачева́вый и ду́ши
грехми́ и скорбми́ стра́ждущих исцели́вый, ны́не предстоя́ Бо́гу, Того́
милосе́рдие к на́м приклони́, да твоего́ предста́тельства ра́ди любо́вию
чту́щих святу́ю па́мять твою́ исцели́т, да́рует кре́пость во
искуше́ниих, му́жество в борьбе́ с ду́хом зло́бы, и́щущим вéчней
поги́бели на́шей, да да́рует на́м проще́ние все́х на́ших грехо́в, и́хже
от ю́ности на́шея да́же до настоя́щаго дне́ по́мыслом, сло́вом и де́лом
соверши́хом, да научи́т ны́, я́же на́м подоба́ет твори́ти, я́ко да вы́ну
Ему́ и бли́жним с любо́вию и смире́нием послу́жим. Е́й, о́тче
святы́й, наста́ви на́с, во о́браз жития́ твоего́, и́же любве́ и
милосе́рдия испо́лнено бы́сть, у́з грехо́внаго жи́тельства
разреши́вшеся, к Небе́сным Чертогам взы́ти, идéже да восхва́лим
Всемилосéрднаго Триипоста́снаго Го́спода на́шего во ве́ки веко́в.
Ами́нь.
Молитва 2-я преподобному Паисию Святогорцу
О,
преподобне и богоносне отче Паисие, богомудрый наставниче, лествицею
добродетелей от земли в Царствие Небесное восшедый и благодать, во еже
ходатайствовати о нас пред Престолом Всемилостиваго Бога, приемый! Ты,
во дни земнаго жития тяжкия болезни претерпевая и благодарственная
пения за вся Богу воздавая, от Него благодать восприял еси телесныя
недуги исцеляти и души, грехми омраченныя, врачевати. Ныне, предстоя
Престолу Вседержителя, Того милосердие к нам приклони, да твоим
молитвенным предстательством дарует нам Господь крепость во искушениих,
мужество в борьбе с духами злобы поднебесныя, прощение всех наших
грехов, яже от юности нашея даже до настоящаго дне сотворихом словом,
делом и помышлением, и да научит нас благое творити, во еже богоугодне
житие скончати и ближним с любовию и смирением послужити. Ей, отче
святый, паки молим тя: помози нам пути греховнаго отвратитися, плоды же
покаяния и обновления во Христе душ наших сотворити и во образ жития
твоего, еже любве и милосердия исполнено бысть, уз греховнаго жительства
разрешившеся, к Небесным Чертогом взыти, идеже вкупе с тобою сподобимся
прославляти Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки
веков. Аминь.
На аудиозаписи ( на видео Ютуба) поёт Старец Паисий Святогорец во время агрипнии (всенощном Бдении), которое проходило в его келлии-Панагуде на праздник Успения Божией Матери. Своим умилительным голосом Старец поёт полиелей (псалом 135) в честь Богородицы.
Херуви́мская песнь – песнь, которая поется на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы) во время совершения Великого входа. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии.
«И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа».
Херуви́мская песнь – песнь, которая поется на ЛитургииИоанна Златоуста и Василия Великого
(кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы) во время совершения
Великого входа. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии.
Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и человецы духовно да торжествуют: яко Бог во плоти явися, сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы, вертеп и ясли прияша Того: пастырие чудо проповедуют, волсви от восток в Вифлеем дары приносят. Мы же хвалу недостойными устнами, ангельски Тому принесем: слава в вышних Богу, и на земли мир: прииде бо чаяние языков, пришед Спасе нас от работы вражия.
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе.
Господи Господи, избави нас от всякия стрелы летящия во дни, избави нас и от всякия вещи во тьме преходящия. Приими жертву вечернюю рук наших воздеяние. Сподоби же нас и нощное поприще без порока прейти, неискушены от злых. И избави нас от всякаго смущения и боязни, яже от диавола нам прибывающия. Даруй душам нашим умиление, и помыслом нашим попечение, еже на страшнем и праведнем Твоем суде испытания. Пригвозди страху Твоему плоти наша, и умертви уды наша сущия на земли: да и сонным безмолвием просветимся зрением судеб Твоих. Отыми же от нас всякое мечтание неподобное, и похоть вредну. Возстави же нас во время молитвы, утверждены в вере, и преспевающия в заповедех Твоих, благоволением, и благостию Единороднаго Сына Твоего: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.