В настоящее время можно говорить о возрождении в Русской Церкви канонического богослужебного пения. Знаменный распев снова звучит во многих монастырях и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков (регентов) и т. д. В то же время опыт практического восстановления знаменного распева показывает, что по отношению к русскому богослужебному пению накопился целый ряд заблуждений.
Знаменный распев
– основной распев древнерусской монодической музыки (11–17 вв.).
Название получил от общего наименования использовавшихся для его записи
знаков – «знамен». Источником для знаменной послужила поздневизантийская
(так называемый «Coislin») нотация; из византийской литургической
практики был заимствован и принцип организации музыкального материала –
система осмогласия. Мелодика Знаменного распева основана на Обиходном
звукоряде, отличается плавностью, уравновешенностью волнообразных линий.
Знаменный распев – основной распев древнерусской монодической музыки (11–17 вв.). Название получил от общего наименования использовавшихся для его записи знаков – «знамен». Источником для знаменной послужила поздневизантийская (так называемый «Coislin») нотация; из византийской литургической практики был заимствован и принцип организации музыкального материала – система осмогласия.
«Наше церковное пение создано подвижниками благочестия, людьми, которые в результате личного духовного опыта смогли создать Царствие Божие внутри самих себя (Лк. 17, 21). Их внутренний духовный мир, преисполненный небесной сладости, отразился в их песнотворчестве, как в чистой прозрачной воде отражается небесная лазурь. Только такие творцы… могли создать мелодию, являющуюся голосом Церкви, ее «мелодическим богословием» (Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский)
В настоящее время можно
говорить о возрождении в русской Православной Церкви канонического
богослужебного пения. Знаменный распев снова звучит во многих монастырях
и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков
(регентов) и т. д. В то же время опыт практического восстановления
знаменного распева показывает, что по отношению к русскому
богослужебному пению накопился целый ряд заблуждений.
В настоящее время можно
говорить о возрождении в русской Православной Церкви канонического
богослужебного пения. Знаменный распев снова звучит во многих монастырях
и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков
(регентов) и т. д. В то же время опыт практического восстановления
знаменного распева показывает, что по отношению к русскому
богослужебному пению накопился целый ряд заблуждений.
В субботу, 30 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в Радосте-Скорбященском кафедральном соборе г. Сан-Франциско, где нетленно почивают святые мощи святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского, Сан-Францисского чудотворца, состоялось всенародное празднование тридцатилетия их обретения. Торжества возглавил Высокопреосвященнейший Николай, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископы Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл и Сан-Франциско и Запада Вениамина (Православная Церковь Америки), епископы Сиэтлийский Феодосий, Сонорский Иаков и Николай (Сораич), пребывающий на покое. Накануне, архиепископ Кирилл совершил Всенощное бдение в сослужении тех-же Преосвященных архиереев.
По благословению Митрополита Керкирского Нектария в Старом городе Корфу каждую субботу будет совершаться Божественная Литургия на церковно-славянском языке. Службы будут проводиться в храме Пантократора по адресу: Plateia Taxiarchon .
Holy Church of Pantocrator - Ιερός Ναός Παντοκράτορος на карте Google .
Первая Литургия пройдёт 24 июня, в субботу. Богослужения будут совершаться клириком Керкирской Митрополии Элладской Православной Церкви протоиереем Антонием Витвицким. Исповедь - с 8:00 Начало Литургии - 9:00
18 июня в Греции чтят память святого Козьмы 1 Афонского. В 1281 году после образования Унии Патриарх Константинопольский Иоанн Веккос (1275-1282), вместе с латинствующим императором Михаилом VIII Палеологом, решили объединить расколовшуюся Церковь под давлением Папы. Веккос понимал, что сможет это сделать только если ему удастся заставить афонитов принять правила униатов и служить с ними вместе по католическим правилам, с новым Символом Веры. С армией и католическими священниками поехал он на Афон. Сначала, угрожая сжечь Афонскую Лавру, он заставил монахов Лавры служить с католиками.Те от страха согласились. Когда эти монахи умерли и позже выкопали их мощи, то те были черными, вздутыми и смердели. Их для назидания оставили открытыми под стеклом до 1960 г. Но зрелище было устрашающим, поэтому их перенесли в пещеру. В Иверском монастыре монахи воспротивились служению с католиками, их посадили в лодки и утопили, а в Исфигмене монахов сожгли живьем. В Ксиропотаму монахи согласились служить, и во время совместной службы с католиками произошло землетрясение и Святой Престол раскололся надвое. До данного события в монастыре ежегодно происходило чудо – на трапезе раз в год вырастал гриб, который монахи сушили,и все больные, съевшие этого гриба, излечивались от тяжелых болезней. После того, как трапеза раскололась, гриб никогда больше не вырос. В Монастыре Кареас монахи отказались сослужить с еретиками и им отрубили головы на камне во дворе монастыря. С тех пор, когда каждую зиму выпадал снег, он засыпал весь двор, но никогда не падал на этот камень. Позже несколько аскетов при монастыре увидели сны, в которых им было явлено, что это именно тот камень, где от католиков приняли мученичество монахи. Когда произошло это злодеяние, в монастыре Кареас в тот год главным был избран монах Козьма. Его за сопротивление католикам повесили. В 1982 г. его мощи обрели, и патологоанатом свидетельствовал, что этот монах принял смерть от повешения. С тех пор его мощи хранятся в храме Протату в Кареас. Считается, что благодаря мученичеству афонских монахов, православная Церковь не объединилась с униатами. Частичка мощей Св.Козьмы 1 Афонского хранится в монастыре Кассопитра на Корфу.